Давайте немножко отвлечемся от темы цифрового радио и окунемся в очень большую тему автономного электропитания и поговорим о системах электропитания КВ/УКВ трансивера (и не только) вдали от розетки, т.е. об аккумуляторах.
Раньше, для питания техники в походе мы использовали свинцовые(Pb) аккумуляторы. Но они обладают массой недостатков – большой вес, малая емкость. Потом на смену пришел литий во всех реинкарнациях: литий-ион (Li-ion), литий-полимер (Li-po), литий-фосфат железа (LiFePO4), литий-диоксид серы (Li-SO2), литий-тионилхлорид (Li-SOCl2), литий-железодисульфид (Li-FeS2).
Наибольшее распространение у радиолюбителей получили литий-фосфат железные и литий-железодисульфидные батареи. Т.к. например, при сборке литий-фосфат железного аккумулятора, получается относительно емкая, легкая и небольшая батарея, которую можно использовать даже в однодневных походах. Это относительно недорогие типы аккумуляторов, сборки из которых можно как собрать самостоятельно, так и приобрести за вменяемые деньги. Стоимость 1 призматического пакета 3,6В 10А порядка 1000 рублей.
Однако, прогресс не стоит на месте и сегодня все более широкое распространение получают батареи на основе лития-титаната (LTO).

Что же такое литий-титанат?
Эта технология имеет ряд ключевых преимуществ по сравнению с другими типами:
– очень быстрой зарядкой;
– низким внутренним сопротивлением/высоким зарядом и скоростью разряда;
– очень долгим сроком службы;
– отличной надежностью/безопасностью.
Литий-титанат нашел применение главным образом в электромобилях (Toyota Prius) и хранилищах энергии (Toshiba, YABO и Altair Nanotechnologies) и наручных часах (Seiko). Совсем недавно титанат-лития начал применение в мобильных медицинских устройствах благодаря своей высокой безопасности.
Одна из основных характеристик этой технологии заключается в том, что химия использует нанокристаллы на аноде вместо углерода, что обеспечивает гораздо более эффективную площадь поверхности. Однако, к сожалению, эта батарея имеет более низкое напряжение на клеммах, чем другие литиевые типы.

Итак, давайте взглянем на выдающиеся технические характеристики литий-титанатных батарей:
– номинальное напряжение 2.3 вольта;
– ёмкость 40/55 а/ч;
– минимальное напряжение разряда 1.6 вольта;
– максимальное напряжение заряда 2.8 вольта;
– стандартный ток заряда 1С (40А);
– максимальный ток заряда 10С (400А);
– ток разряда до 10С (400А) долгосрочно;
– ток разряда до 15С (600А) кратковременно;
– внутреннее сопротивление 0,3-0,5мОм;
– рабочая температура +50°С / -50°С;
– безопасно можно разряжать и заряжать при температуре -30°С;
– заявленное количество циклов заряд/разряд – 30000;
Физические размеры литий-титаната:
LTO 66160 30-40а/ч: 66мм*160мм , клеммы по ~25мм каждый, диаметр 12мм (на корпусе минус).
LTO 66260 55а/ч: 66мм*260мм , клеммы по ~25мм каждый, диаметр 12мм (на корпусе минус)
– вес 1 банки 30-40а/ч – 1,25 кг.
– вес 1 банки 55а/ч – 1,96 кг.
Исходя их вышесказанного, получается, что для наших радиолюбительских целей, необходимо иметь 6 банок. Да конечно, литий-титанатная батарея не для однодневных коротких походов с FT-817 (а может быть все таки и для них, учитывая что многие ездят в походы на машине), однако во всех остальных случаях, вы получаете совершенно уникальную батарею во всех отношениях, которая может удовлетворить любые требования по электропитанию, а именно – полевые дни, многодневные походы, соревнования, плюс все это помножено на очень долгий срок службы, практически полное отсутствие потери емкости на всем сроке и очень быструю зарядку. Покупая сегодня литий-титанатную сборку, Вы покупаете себе вечный аккумулятор, в прямом смысле этого слова (заряжая батарею раз в день, ее вам хватит на 80 лет). Отмечу еще один очень важный момент, это балансировка элементов. Фактически она не требуется, т.к. для балансировки достаточно раз в пол года соединять все элементы параллельно на 1 сутки, банки сами выровняют напряжение между собой. Применение балансира не обязательно, но все же в некоторых случаях желательно. Цена сборки из 6 банок на октябрь 2018 года составляет – 12-15 тысяч рублей (примерно 2000 рублей за банку). На просторах интернета можно найти цену и 1600 за банку.
Балансиры:

Что касается зарядки, используйте любой источник напряжения, который у вас имеется – автомобильное ЗУ, БП трансивера, самое важное это соблюдать условие – заряд необходимо остановить как только напряжение на банке без нагрузки достигнет 2,45В при зарядке сборки и 2,5В – если заряжаете отдельно элемент. При эксплуатации, придерживайтесь диапазона напряжений 2,45В – 1,9В. Ну и самое главное, абсолютно все банки, которые приходят к нам в страну, формально считаются б/у. Поступают банки из Китая, где используются в электробусах. Выработка циклов заряд-разряд у таких банок не более 20-25%, т.к. они эксплуатируются в среднем диапазоне напряжений и не подвергаются глубокому разряду. Покупать их можно совершенно спокойно. Вам гарантировано хватит до следующей революционной смены технологий изготовления аккумуляторов.

Естественно сфера применения не ограничивается только нашим хобби, возможно применение и в водно-моторной технике, электротранспорте, для автономных систем электропитания загородных домов, дополнение штатной системы питания автомобиля и т.п.
Сезон полевых выездов закончен, однако будет следующий сезон 2019 года, готовьте, как говорят сани летом, а телегу зимой.

Всем удачи. 73!